Свойства DOT и минеральных масел для тормозной системы

Во многих велосипедах используются гидравлические тормоза. В свою очередь, они делятся на два типа, в зависимости от применяемой тормозной жидкости – с минеральным маслом или с ДОТ.

Велосипедный тормоз компании Slidepad

В подготовленном материале будут рассмотрены свойства, преимущества и недостатки данных составов. Поэтому рекомендуем вам внимательно ознакомиться с этой статьей.

Зачем она необходима

Гидравлические тормоза очень зависят от используемой жидкости. Ее основная задача в подобной системе – передать усилие с нажатой ручки на поршни в калипере через мастер-цилиндр.

Важное свойство «тормозухи» – она практически не сжимается под нагрузкой. За счет этого состав не поглощает механическое усилие, а передает его на другие элементы. Дополнительно жидкость должна хорошо переносить высокие температуры, так как под действием силы трения при торможении происходит естественный нагрев.

Основные разновидности

Все применяемые составы можно поделить на две категории:

  • ДОТ.
  • Минеральное масло.

ДОТ

DOT – очень распространенная разновидность тормозной жидкости. Во многом она обязана своей популярностью автомобильной промышленности. Большинство подобных составов, кроме ДОТ 5, изготовлены на основе поли-гликолей.

Тормозная жидкость Daytona

ДОТ обладают сложным составом. Они состоят из большого количества компонентов, которые выполняют определенные функции. Давайте рассмотрим основные группы элементов:

  • Ингибиторы – исключают появление следов коррозии и окисление.
  • Смазывающие – снижают силу трения компонентов тормозной системы.
  • Модификаторы – применяются для защиты уплотнителей, исключается их дальнейшее разбухание.
  • Растворитель – влияет на физические свойства состава.

Характеристики данных жидкостей регламентированы действующими стандартами. Производители должны обеспечить соответствие выпускаемой продукции обозначенным параметрам, чтобы состав можно было полноценно применять в тормозной гидравлической системе.

Точка кипения

Закипание тормозной жидкости происходит при достижении определенной температуры. В результате выделяется газ, который отличается по физическим свойствам и хорошо сжимается. Следовательно, при нажатии на ручку он поглощает механическое усилие, не происходит его передача между компонентами системы.

Закипание жидкости приводит к серьезным проблемам. Оно может стать причиной плохого функционирования тормозов или их полного отказа. В таком случае ручка продавливается до грипсы, но газ поглощает механическое усилие и никакого эффекта от нажатия не наблюдается.

Температура кипения зависит от типа жидкости. Чуть ниже в таблице указаны параметры для основных составов:

таблица точки кипения тормозных жидкостей DOT

Важно! Указанные параметры являются минимальными по действующим стандартам. Но некоторые составы от известных производителей закипают при температуре около 300 °C. Перед покупкой рекомендуется изучить инструкцию к товару. В ней обычно указывается температура кипения, которая была выявлена во время тестирования.

Температура кипения «сухая» и «влажная» &#8212, в чем разница

В новой жидкости вода отсутствует. Поэтому для нее действует «сухая» температура кипения, которая всегда выше «влажной». Но надо учитывать, что при постоянном использовании жидкость постепенно набирает влагу из внешней среды.

Точка кипения воды – 100 °C. При ее появлении в составе тормозной жидкости происходит естественное изменение физических свойств. «Влажная» температура актуальна для ДОТ, в которой содержится около 3.7% воды. Такое количество влаги она набирает примерно за два года использования.

По этой причине DOT рекомендуется заменять каждый год. Так как количество воды в жидкости постепенно увеличивается, температура кипения начинает снижаться. Следовательно, повышается вероятность закипания состава и последующего отказа тормозов, что негативно сказывается на безопасности велосипедиста во время поездки.

Ниже расположен график. На нем проиллюстрирована зависимость температуры кипения от процентного содержания воды в составе тормозной жидкости.

зависимость температуры кипения от процентного содержания воды в составе тормозной жидкости

Чем отличается ДОТ 5 от остальных вариантов

DOT 5 – состав, который должен был стать улучшенным решением. При его разработке сделан упор на увеличение температуры кипения. Важно учитывать, что ДОТ 5 основана на силиконе, поэтому она несовместима с другими вариантами.

Ключевое достоинство DOT 5 – гидрофобные свойства. Данный состав не поглощает влагу из атмосферы, не снижается температура его кипения в течение длительного времени. За счет этого увеличиваются сервисные интервалы и обеспечивается продолжительный период хранения.

Минеральное масло

Минеральное масло, в отличии от DOT, не проходит обязательное тестирование и не подлежит сертификации. Многие производители вовсе держат его состав в секрете, самостоятельно проводят испытания и отвечают за качество жидкости исключительно своим именем на рынке.

Например, по такой схеме работает Shimano. Компания самостоятельно разрабатывает минеральное масло для своих тормозов, проводит соответствующие исследования и гарантирует превосходное функционирование системы при использовании оригинальной жидкости.

Минеральное масло компании Shimano

Температура закипания у «минералки» постоянная. Этот состав гидрофобный, он не впитывает влагу из внешней среды. Но вода все равно проникает в систему при эксплуатации велосипеда. Так как она не смешивается с маслом, вода накапливается в отдельных узлах.

Из-за этого точка кипения падает практически до ста градусов, ведь вода закипает и образуется пар, который приводит к снижению эффективности тормозной системы. Поэтому «минералку» необходимо заменять время от времени, чтобы она не утратила своих свойств из-за накопления влаги.

Можно ли использовать неоригинальное масло для тормозной системы Shimano?

Тормозные системы Shimano считаются довольно популярными среди велолюбителей. Данная компания является одним из лидеров на рынке и выпускает действительно качественные компоненты для установки на велосипеды.

Выбор минерального масла для тормозной системы Shimano вызывает массу вопросов. Оригинальная продукция обойдется велолюбителям в определенную сумму. Но представители Shimano не рекомендуют применять иные составы для своих тормозных систем.

Представители других производителей заявляют, что их минеральные масла протестированы и могут использоваться в системах от Shimano. Кому верить в таком случае – решать владельцу транспортного средства. Но необходимо учитывать, что применение неоригинального масла может привести к аннулированию гарантии в случае обращения в сервисный центр.

Какие тормоза используют минеральное масло, а какие – ДОТ

Тип используемой тормозной жидкости зависит напрямую от производителя системы. Чуть ниже расположена таблица, в которой указаны применяемые составы различными компаниями:

применяемые составы различными компаниями

При изучении таблицы можно понять, что большинство производителей используют DOT для своих тормозных систем. Но какой состав лучше на практике? Давайте рассмотрим преимущества и недостатки двух основных разновидностей тормозных жидкостей.

ДОТ: плюсы и минусы

Итак, для начала рассмотрим преимущества:

  • Они легко смываются водой.
  • Продукция проходит сертификацию и соответствует стандартам качества.
  • Она обладает высокой температурой кипения.
  • Жидкость поглощает влагу, а вода не накапливается в системе, за счет чего температура кипения понижается постепенно.
  • Найти DOT можно в любом магазине для автомобилистов.
  • Стоимость подобных товаров низкая, они доступны в плане цены.

Теперь укажем недостатки:

  • DOT разъедает лакокрасочное покрытие.
  • Хранить ее можно только в герметичной таре. В ином случае она набирает влагу из воздуха и снижается температура кипения.
  • При поглощении воды уменьшается температура закипания.

«Минералка»

Плюсы:

  • Минеральное масло не поглощает влагу, температура кипения у него постоянная.
  • Оно не оказывает негативного влияния на лакокрасочные покрытия.
  • Температура кипения высокая и сравнима с ДОТ.
  • Производители могут создавать продвинутые составы за счет отсутствия стандартов.
  • Можно хранить минералку в негерметичной таре в течение продолжительного периода.
  • Удается легко удалить ее остатки тряпкой.

Минеральное масло для гидро тормозов

Минусы:

  • Высокая стоимость.
  • Не всегда удается найти подходящее минеральное масло в магазине, нередко его приходится заказывать и ожидать доставки.
  • Из-за отсутствия единых стандартов продукция может существенно отличаться по физическим свойствам.
  • При накоплении в системе влаги быстро снижается температура закипания.

Самый серьезный недостаток «минералки» – высокая стоимость. Оригинальное масло обойдется покупателю в определенную сумму. Можно использовать аналоги от других производителей, но нет полной уверенности в их качестве и надежности. Дополнительно при применении неоригинальных масел аннулируется гарантия на тормозную систему, а ремонт в случае поломки придется проводить за свой счет.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: