Цепь для велосипеда

Старые велосипеды отечественного производства уверенно покидают рынок, уступая место новым, более надежным и удобным в эксплуатации спортивным, спортивно-горным и другим велосипедам. Но привычки ухода за цепью для велосипеда искоренить сложно. Ведь раньше достаточно было просто смазать ее 1-2 раза за год, и на этом весь уход заканчивался. Сейчас же важно правильно подобрать ее, и ухаживать так, как рекомендует производитель, что в свою очередь послужит гарантом увеличения эксплуатационного срока изделия.

Как правильно определить длину и натяг велосипедной цепи

Основным параметром при выборе цепи является ее длинна. Короткая слишком сильно натягивается, от чего при серьезных нагрузках может попросту разорваться. Длинна велосипедной цепи определяется количеством звезд, обеспечивающих режим езды. Так, для пятизвездочных моделей велосипедов, вполне сгодится стандартный вариант цепи, с шириной 2,4 мм. Для варианта 6-7 звезд, стандарт уже не так подойдет, ведь нагрузка на рабочие элементы таких моделей значительно выше. Цена и качество цепей будет выше в таком случае. Но самые дорогие цепи используются для 8-ми звездочных велосипедов. Для таких аппаратов важно, чтобы она была:

  1. Гибкой. Используется специальный металл, высокой прочности, но не жесткий.
  2. Цена. Такое изделие не может стоить дешево. Если вы нашли ее по смешной стоимости, знайте – перед вами аналог в 90% случаев.
  3. Маркировка должна совпадать со старой (об этом более детально далее).

Отыскать маркировку можно на пластинах изделия, тщательно очистив его от наслоений грязи. Ищите номер, представленный рядом цифровых обозначений. Здесь же можно отыскать наименование компании-производителя, так как цифры означают степень качества изделия, и используются не всеми при изготовлении. Примечательно: чем больше цифр в номере, тем более качественной она считается. Окрашивание цепей КМС тоже играет свою роль: считается, что золотистый цвет обозначает высокое качество. Ориентируясь на эти советы, вы с легкостью сможете правильно осуществить выбор при покупке.

Определение величины износа велосипедной цепи

С правилами подбора цепи определились, самое время рассмотреть принцип, по которому можно узнать износ изделия. Для начала, вы должны понимать: при нагрузках происходит растяжение элементов, даже если металл достаточно жесткий. Это происходит постепенно, и настолько незначительно, что невооруженным глазом сложно заметить. Но длинна увеличивается на каждом из звеньев на доли миллиметра. А это, в свою очередь, влечет за собой такие неприятные последствия, как отсутствие возможности нормально переключить скорость, соскок цепи и так далее.

Обнаружив такие принципы, становится понятно – пришло время заменить старое на новое. При прокручивании, соскоке на соседнюю звезду и других аналогичных признаках, важно не затягивать с покупкой и заменой нового изделия. На то есть основная причина – стачивание звездочки, и как следствие – необходимость менять еще и их. Страдают, как показывает практика, средние звездочки, так как они являются наиболее популярными при езде. В среднем, ресурс цепи составляет 1000-1500 км, но, учитывать необходимо и ключевой момент – особенности эксплуатации (если вы любитель путешествовать по горным склонам, где нагрузка на рабочую часть велосипеда больше, надеяться на долговечность даже самого дорогого изделия не стоит). Износ определяется специальным прибором – калибром, часто имеющимся в хозяйстве мужчин. С его помощью можно измерить расстояние между звеньями (норма 119,7 -120,6 мм). Превышение нормы – признак растяжения цепи.

На рынке предложено масса вариантов велосипедных цепей, но между ними существует разница, знать которую необходимо. Итак, выделим 4 основных типа:

  1. Для односкоростных велосипедов (Single-speed). Такой тип изделий можно часто встретить на односкоростных велосипедах (детских, подростковых и взрослых). Они по праву считаются самыми износоустойчивыми, а эксплуатационный срок, как правило, равен сроку жизни самого велосипеда. Чтобы достичь такого эффекта, изделия при изготовлении подвергаются ряду термических и химических обработок, а для высшей прочности, используются лишь жесткие металлы. На фото №1 приведен пример такого типа.

C:\Users\Руслан\Downloads\410.jpg

Рисунок №1: внешний вид Single-speed цепей

  1. Цепи для многоскоростных велосипедов. От предыдущего варианта, такие цепи отличаются наличием зазора между пластинами звена, обеспечивающими возможность сдвига в сторону, необходимого для переключения скоростей.
  2. Облегченные цепи для велосипедов. Название уже дает понимание сути их эксплуатации: пустотелые пины звеньев, позволяют уменьшить вес изделия. Для обычных велосипедов их используют редко – дорогие, менее износоустойчивые своих «стандартных» собратьев. Но для профессиональных вело-гонщиков, для которых каждый лишний грамм веса велосипеда играет роль, такие цепи подходят по всем параметрам.
  3. Халф-линк цепи (Half-link) особый тип. Отличается отсутствием разницы в размере звена. Это удобно при регулировке длинны, так как удалять звенья, близко расположенные друг другу лучше, чем те, которые находятся на расстоянии вдвое превышающем (как на стандартных моделях). Так, удалив одно звено можно укоротить общую длину детали. Таким образом происходит регулировка размера.

C:\Users\Руслан\Downloads\33574.Jpg

Рисунок №2: цепь халф-линк

С типами ознакомились, самое время поговорить об установке цепи Халф-линк на велосипед. Здесь важно знать о наличии направления цепи – широким звеном в сторону руля. В остальном, отличий от процесса замены стандартных цепей – нет. Для скоростных велосипедов, процесс установки цепи выглядит следующим образом:

  1. Разъединяем звенья (можно с помощью выжимки или же прокрутив колесо при открытом замке),
  2. Переводим переключатель скоростей в крайнее положение (на самую маленькую звезду),
  3. Проводим ее через раму переключателя,
  4. Визуально выбираем самую маленькую в диаметре звездочку, надеваем на нее цепь,
  5. Запрессовка разъединительного звена и защелкивание замка – финальный этап установки.

Запрессовка производится с помощью специального устройства (как на фото ниже)

C:\Users\Руслан\Downloads\123-25.jpg

Рисунок №3, Запрессовка звена

С помощью таких несложных манипуляций, провести установку цепи на многоскоростной велосипед труда не составит. Конечно же, понадобятся специальные инструменты, но если вы не в «полевых условиях», тогда они должны быть у вас под рукой.

Подводим итоги

Понимание основ выбора велосипедной цепи, поможет вам в ее приобретении. Знайте, что это одна из самых главных частей велосипеда, а ее функциональное предназначение заключается в облегчении вашей езды. Если растянута длинна, не медлите с ее заменой, так как это повлечет за собой более серьезные поломки, что подразумевает дополнительные затраты. Не менее важно заменять цепку на ту, которая выпущена производителем старого изделия. Это гарантия «не купить кота в мешке». Ориентируясь на цифровые маркеры, авторитетность компании-производителя, не сложно подобрать нужную по параметрам велосипедную цепь. Не ставьте в приоритет стоимость изделия, ведь это сомнительная экономия, так как срок эксплуатации у некачественных аналогов зачастую гораздо ниже оригиналов. Не забывайте ухаживать за цепью, периодически смазывайте ее, во избежание проявления коррозии и других негативных последствий.