Педали для велосипеда

Неотъемлемой составляющей любого велосипеда, являются педали. Да, сейчас существуют и такие устройства как электро- и бего-велы, но это скорее исключение, чем правило. На самом деле, благодаря педалям осуществляется преобразование энергии давления по принципу поршня с приведением в действие всего механизма езды на велосипеде. А потому, от удобства и надежности педалей напрямую зависит комфорт велосипедиста. И важно учитывать то, насколько эта деталь устойчива к нагрузкам, какая у нее поверхность (ведь есть резиновые, металлические, пластмассовые подвиды), оценить способность выдерживать нагрузки, так как не всегда темп езды на байке прогулочный и размеренный. Не качественные рабочие элементы велосипеда приведут не к экономии, а наоборот – к излишним тратам на ремонт и обслуживание.

Из чего состоит педаль велосипеда

По мере развития технологий совершенствовались и модели педали. Их корпус становился крепче, а вес меньше, менялась технология монтажа и крепления и ряд других изменений можно проследить, если углубиться в историю этого элемента. Но как бы то ни было, главные составляющие педали следующие:

  1. Ось, благодаря которой происходит вращение корпуса, и обеспечивается комфортность передвижения. Резьбы оси – симметричные, отдельные под каждую ногу. Эта особенность дает возможность надежно фиксировать ось в шатун. Эта деталь изготавливается из стали, хромомолибденового и хромованадиевого сплава. Два последних материала показывают себя гораздо надежнее и долговечнее на практике.
  2. Корпус – основная часть, на которую приходится главная нагрузка, так как именно этот элемент служит упором для ног велосипедиста. К слову: эта часть подвергалась наибольшим изменением со временем, так как производители экспериментировали не только с дизайном, но и с материалами изготовления.
  3. Вращение корпуса педали обеспечивается вмонтированными подшипниками. Если подшипник распадается с течением времени, тогда педали осталось «жить» не долго.

Каждый из трех перечисленных выше элементов выполняет свою роль. И самое главное, что следует помнить при выборе – нельзя надеяться на качество лишь одного из составляющих частей. Часто вело-любители ошибаются, выбирая не качественное изделие, так как в первую очередь обращают внимание на внешний вид – дизайн. Это в корне не верный подход, так как то что внутри – гораздо важнее.

Классификация педалей для велосипедов

Вариантов выбора педалей, представленных современными производителями – множество. Выбрать среди них подходящие именно под ваш велосипед можно, если знать некоторые нюансы, к числу которых относится классификация этих изделий. Среди всех видов, подвидов и категорий, можно выделить основные:

  1. Обычные (прогулочные),
  2. Для горного велосипеда,
  3. Контактные,
  4. Полуконтактные,
  5. Туклипсы,
  6. Складные.

Если рассматривать каждый из видов приведенных в списке в отдельном порядке, тогда и картина правил выбора становится более ясной. И для дачи объективной оценки следует комплексно рассмотреть каждый из приведенных в списке классов педалей в отдельности, начиная с привычных для всех обычных (прогулочных).

Прогулочные педали

Одним из дешевых и возможно даже временных видов педалей являются прогулочные. Их конструктивная особенность состоит в материале для изготовления – как правило, пластик. Такой тип изделий не может похвастаться долговечностью. Им комплектуют недорогие велосипеды, за счет уменьшения качества в пользу ценового показателя. На фото ниже приведен пример классического представителя этого вида

педали для MTB

В дополнение ко всему, следует обратить внимание на поверхность – из-за пластика, нога велосипедиста может соскользнуть в процессе езды. Естественно, это мало кому понравиться. Но как вариант временный – вполне подойдет, пока ждете новый комплект более надежных и дорогих педалей.

Модели для горных велосипедов

В быту этот вид педалей называют «топталки». Все это обусловлено спецификой их эксплуатации, так как горные велосипеды редко выбирают для прогулок по гладким и ровным дорожным покрытиям. В основе этого типа педалей заложен принцип надежной сцепки подошвы, для того, чтобы нога не соскочила по ходу езды. Это обязательное условие, и потому, такие педали нередко комплектуют дополнительным протектором и усиленными подшипниками.

модели для маунтинбайка

На этом фото представители модели. Как видите, слева предложена модель с резиновым протектором. Справа тоже резина играет роль главного элемента для сцепки, но только здесь она вмонтирована в корпус точечным образом. Подобные изделия служат десятки лет, по цене не намного дороже предшествующих представителей прогулочного типа.

Контактный класс велосипедных педалей

Одним из популярных видов велосипедных педалей, являются контактные. Само название уже от части поясняют принцип их работы – контакт с ногой велосипедиста. Сцепка осуществляется посредством использования специальных крепежных элементов – ремешков, по двум их разновидностям: Lokk и SPD.

Похожее изображение

Особенность механизма в процессе педалирования. Так, на обычных педалях процесс происходит следующим образом: цепь приводится в действие при нажатии на педаль, при этом для подъема ее в исходное положение, необходимо вновь нажимать другой ногой. Это мало продуктивно, так как КПД изрядно меньший. В контактах вы одновременно будете нажимать и подтягивать параллельно педаль вверх. Благодаря чему уменьшается нагрузка на мышцы ног и улучшается показатель эффективности с точки зрения энергозатрат. Теперь о каждой из систем крепления.

Look – ее «облюбовали» для себя настоящие профи, участники вело-гонок по шоссе. Нога при такой системе не соскальзывает, что является показателем качества сцепки. Но, есть и видный минус – сложно выдернуть ногу из фиксатора. Так, круг применения такого типа крепления сужается, поскольку если трасса не ровная, и существует риск упасть, тогда времени среагировать и выставить ногу для упора не будет. Но для ровных покрытий – вариант идеальный. На фото ниже представлен один из вариантов этой системы.

крепления Look

Что же касается системы SPD, то здесь больше универсальности. Этот тип изделия подходит для оборудования гибридов шоссейных и горных велосипедов. Получается достаточно неплохо, с учетом того, что фиксация по прежнему остается надежной, но уже с возможностью спрыгнуть или другим образом остановиться и не упасть. На фото ниже представитель такого типа крепления.

Система SPD

Что же касается стоимости таких изделий, то здесь вариативный ряд широкий. Можно встретить и дорогие модели, и средней стоимости. На дешевые аналоги производства «Поднебесной» лучше не обращать внимания, так как рабочие элементы в них изготовлены не из наилучших материалов, что значительно сокращает срок их эксплуатации.

Полуконтактные педали

Если вы ищите нечто универсальное, чтобы и нога надежно фиксировалась, и цена не кусалась, и возможность слезть при необходимости в экстренном порядке с велосипеда была, тогда ваш вариант – полуконтактные педали. На фото ниже предлагается один из представителей этого класса.

полуконтактные

Как вы можете заметить, они представляют собой гибрид – одна сторона подошвы стандартная, а вторая уже с фиксатором. В зависимости от условий передвижения и стиля езды, вы можете самостоятельно определиться со стороной, использовать которую вам будет более комфортно. Их подшипники, да и вообще все составляющие изготавливаются из алюминия, иногда стали и других материалов. Дешевых вариантов среди оригиналов вы не найдете, а потому, при подозрительно низких ценах рассчитывать на качество не приходится.

Туклипсы

Представители этого класса оборудованы крепежными ремешками. Благодаря застежкам, их можно отрегулировать под размер ноги велосипедиста, чего нельзя осуществить с контактами. А если размер ноги 49-51, тогда и обувь велосипедисту под контакты подобрать становится явно сложнее.

туклипсы

Что же касается надежности фиксации, здесь мнение расходится. Да, туклипсы проигрывают контактам в эффективности сцепки, но в то же время они обходят представителей классических моделей. По стоимости: дешевле контактов, но дороже классических (впрочем, разница не существенна). Обращая внимание на этот класс, вы должны понимать, насколько важным элементом здесь являются крепежные ремешки. От них во многом зависит полноценный эксплуатационный срок службы изделия. Если ремешки изготовленны из качественной кожи, то ближайшие 10-15 лет и десятки тысяч км им не страшны. Но вот дермантин, резина, кожзам сомнительного качества – прямая угроза переплатить дважды.

Складные педали

Механизм работы такого типа изделия не отличается от тех же педалей для горных велов или обычных, прогулочных моделей. Это скорее дизайнерский ход, нежили необходимость улучшения качественного показателя передвижения велосипедиста.

Похожее изображение

На фото представлены педали складного типа в развернутом и собранном виде. В основе их конструкции обязательно должен присутствовать мощный и надежный оборотный механизм. По сути, использование таких педалей сводиться к удобству и возможности складывания их после езды (на парковочном месте). Из недостатков: редко в наличии агрессивное покрытие для улучшения качества фиксации ноги при езде и цена, которая зачастую завышена.

Как правильно снять или заменить педали

Даже самые надежные и дорогостоящие педали порой приходится заменять. А для этого, важно знать этапы демонтажа. И прежде всего, следует подобрать необходимые инструменты, ведь ключи могут понадобится разные, в зависимости от типа фиксации педали. Не всегда, к примеру, подходит разводной ключ, а иногда не обойтись без кареточного или рожкового. Для того, чтобы определиться с инструментом, достаточно визуально оценить места крепления изделия.

Если инструменты готовы, тогда можно переходить к процессу демонтажа. Важно не забывать некоторые правила:

откручивание педалей

  1. Правило резьбовой нарезки. Лучше чем схематическое фото едва ли можно сказать
  2. Устанавливайте велосипед на колеса, а не переворачивайте его для большего комфорта или из других соображений. Дело в том, что так можно спутать нарезку резьбы и повторно вернуться к работе по установке/снятию педалей.

Правильно подобранный инструмент, в сочетании с небольшим количеством терпения и маломальском понимании того, что вам необходимо сделать – залог успешной замены вышедших из строя педалей. Не переусердствуйте с затяжкой фиксаторов педалей. Это может привести к негативным последствиям. Если механизм уже давно не менялся, тогда существует вероятность столкнуться со ржавчиной, что значительно усложнит процесс демонтажа. Чтобы этого не случилось, необходимо просто брызнуть ВД-40 на место стыка. Действующее вещество вскоре разъест ржавчину и смажет резьбу, что облегчит раскрутку гаек.

Техническое обслуживание и профилактика

В связи с повышенным уровнем нагрузки на педальный узел велосипеда, необходимо проверять его периодически (хотя бы по сезону). Основной болезнью педалей является выход из строя подшипников. Это проверить достаточно просто: вы явно услышите хруст и скрип при вращении, люфт вдоль и поперек оси. Для того, чтобы продлить максимально срок службы подшипников, необходимо предпринимать профилактические действия следующего характера:

  1. Перед началом эксплуатации (допустим весной, после зимовки), разберите весь узел педалей. Очистите ось и все рабочие части от посторонних частиц грязи, старой смазки или ржавчины.
  2. При необходимости в замене подшипников, обязательно в месте их фиксации промажьте все специальной жидкостью. Это значительно увеличит их эксплуатационный срок, при условии что вы надежно закроете наружную сторону подшипников от внешних негативных факторов (таких как пыль или влага). Но больше всего вашим подшипникам понравится прогулочный и не агрессивный стиль езды.
  3. Смажьте все узлы и верните механизм в прежнее положение.

Помните: при бережном обращении, любой механизм прослужит вам десятки лет. В то время как пренебрежение банальными правилами технического планового обслуживания, может сыграть с вами злую шутку в самый неподходящий момент.