Особенности выбора дисковых тормозов

Какие тормоза лучше – дисковые или ободные для велосипеда? Такая проблема актуальна для многих велолюбителей. Каждая модель велосипеда имеет свою установленную тормозную систему, которую, в принципе, не трудно заменить. Существует несколько принципиально отличающихся тормозных систем на современном рынке велоиндустрии. Но конкурентная борьба ведется между двумя самыми популярными: дисковыми и ободными конструкциями. Для того чтобы определится со своими предпочтениями следует оценить достоинства и недостатки обеих систем.

Преимущества дисковых тормозов перед ободными

В чем дисковая система тормозов велосипеда лучше ободной, нужно разобрать по пунктам для того, чтобы потребитель смог оценить каждый нюанс.

  1. Модуляция. Велобайк с тормозной дисковой системой позволяет выполнять более точный контроль за силой торможения. Если практически в ободную систему вмонтировать большие колодки, невозможно чувствовать срабатывание механизма так же, как на дисковом варианте.
  2. Степень загрязнения. Условия крепления тормозов абсолютно разные. При этом уровень загрязненности и его последствия у ободного тормоза значительно выше. Например, при езде в мокрую погоду, колодке приходится сначала стирать грязь с обода, а потом уже производить собственно торможение.
  3. Искривле6ние колеса. Образование «восьмерки» заметно снизит качество торможения у ободного механизма. Неровность самого обода не даст возможность колодкам осуществить торможение в полной мере. Максимальное сжатие тормозной ручки даст хоть какой-то эффект. Дисковая система защищена от подобных проблем.

Особенности выбора дисковых тормозов

Фото 1 . Тормозная ободная система.

  1. Стирание обода. У дисковых механизмов свое слабое звено – ротор. Но его замена, не идет ни в какое сравнение по финансовыми затратами, с изношенными ободами колес, которые нужно менять полностью. Истончение обода приводит к разрушению его стенки. Ремонтом здесь не обойтись.
  2. Длительность эксплуатации. Если сравнивать живучесть отдельных деталей сравниваемых систем, то дисковый вариант выглядит предпочтительнее. И здесь проблема не только в дополнительных затратах, а еще в вопросе безопасности, если вдруг тормоз выйдет из строя на большой скорости.

 

Преимущества гидравлических тормозов перед механическими

Рассмотрим дисковые тормоза с точки зрения их видовой принадлежности.

Существуют два типа дисковых систем.

  1. Механический вариант. Управление происходит через тросики. Характерные действия:
  • ручка при механизме торможения передает усилие на трос,
  • трос начинает подтягиваться,
  • тормозная колодка приходит в движение,
  • возвратная пружина отправляет колодку в первоначальное место при ослаблении рукоятки на руле.
  1. Гидравлика. Усилие при затормаживании, осуществляется с помощью жидкости, по специальной гидролинии. Механизм состоит из:
  • резервуара с жидким наполнителем для торможения,
  • собственно гидролинии,
  • аппарата приводных цилиндров,
  • тормозных поршней.

Теперь проанализируем основу доминирования гидравлических тормозов по отношению к механическим.

  • Лучшая степень модуляции. При движении тросика по рубашке возникает трение, которое замедляет процесс торможения. Особенно проблемно, если трос плохо или недостаточно смазан. Что касается гидравлики, то жидкость, наполняющая тормозную линию, движется свободно, не встречая сопротивления. При небольшом нажатии на ручку моментально начинается остановка.
  • Влияние на составляющие детали. Жидкость не будет сжиматься при работе тормоза. Тросик подвержен растяжению, когда велосипедист давит на ручку резко из-за экстремальной ситуации.
  • Физический износ. Внутри механизма гидравлика почти не создает трения. Это служит причиной длительного срока эксплуатации деталей без их разрушения.

Недостатки дисковых тормозов

Идеальных вещей не существует. Даже такое уникальное инженерное изделие как дисковые тормоза имеет небольшие минусы. Проведем их анализ.

Основной недостаток. Деятельность дисковых тормозов ведет к физической передаче прилагаемого усилия поочередно на спицы обода и потом уже на резину покрышек. То есть самое сильное воздействие первыми получают спицы. Это оказывает постепенное разрушительное действие на них. Для того чтобы избежать подобной ситуации требуется заменить их на более толстые или изменить длину в меньшую сторону.

Недостаток № 2. Вес. По сравнению с ободными тормозами, дисковые имеют большую массу. В принципе, существенное значение такого минуса наблюдается только в гоночных видах велоспорта.

Недостаток № 3. Замена вышедшей из строя детали требует времени. Не в смысле обслуживания, а с точки зрения покупки. У разных производителей дисковых тормозов различные представления о параметрах механизма. Поэтому желательно подбирать только оригинальные запчасти.

Небольшая, решаемая проблема. Дисковый тормоз, расположенный сзади может помешать установить обычный велосипедный багажник, в котором по час так нуждаются любители велосипедных прогулок. Выход из такой ситуации простой – приобретение багажника с другой системой креплений. Правда, стоимость чуть дороже.

 

Особенности механических дисковых тормозов

Процедура торможения в механическом дисковом тормозе имеет свои особенности, которые были описаны выше. При длительном действии тросик начинает растягиваться и требует к себе внимания из-за снижения качеств торможения. Поначалу такую проблему можно решить подкручиванием винта настройки. Но с течением времени такое состояние требует глобального вмешательства. Обязательно нужно смазывать детали периодически.

Фото 2. Механический дисковый тормоз

Что касается надежности, то механическая система удобна и проста. На таких критериях и держится большинство надежных механизмов. Механика позволяет:

  • ездить по любым типам дорог (и даже в их отсутствие),
  • ремонтировать в полевых условиях,
  • проводить установку механизма самостоятельно.

Ну и главное – дешевизна. Если вы не поклонник экстремальных видов велоспорта, то такой вид тормоза вам очень подойдет.

 

Особенности дисковых тормозов гидравлического типа

Все структурные особенности и преимущества гидравлических дисковых тормозов описаны и проанализированы выше. Что касается особенностей, то они основаны на боле мягком ходу колодок, долгой живучести гидролиний и преимуществах в модуляции.

Серьезной проблемой будет невозможность самостоятельного ремонта такого механизма без специальных знаний и подготовки. То есть нужна мастерская. Не последним негативным аргументом для многих велолюбителей станет и цена изделия.

На фото 3 представлены конструктивные особенности гидравлического дискового тормоза.

Фото 3. Конструктивные особенности гидравлического дискового тормоза.

Такой качественный товар требует профилактических мер – своевременной прокачки гидролиний или замены деталей. Отличным вариантом станет приобретение гидравлики в большом городе, если поблизости находится мастерская, которая сможет помочь в возникшей проблеме.

И главное – область применения. Ее лучше использовать для жестких и экстремальных направлений велосипедных развлечений. В таких, где тормозные характеристики имеют первоочередное значение для безопасности.