Методики воспитания детей до 3 лет

Родители часто ошибочно полагают, что до 3-ех лет малышу можно не уделять особого внимания воспитанию и развитию, поскольку ребенок слишком маленький, ничего не понимает. Психология детей до 3 лет показывает, что в этом возрасте ребенок каждый месяц приобретает новые навыки и важно правильно использовать возрастные особенности для нормального развития личности.

Особенности возраста

фото 1280

У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность. Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения. Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.

Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.

Кризис 2 лет

Малыш уже понимает, что мир — огромный, не вертится вокруг него. Он овладел минимальными навыками самообслуживания, пытается подражать взрослым, стать самостоятельным. В 2 года большинство детей начинают посещать детский сад и сталкиваются с очередным возрастным кризисом.

Чтобы облегчить процесс адаптации, следует придерживаться простых правил:

  • заранее подготовить малыша к посещению детского сада,
  • не показывать волнения,
  • не обещать, что малыш сможет уйти домой пораньше, если обещание невозможно выполнить,
  • прощаться спокойно, быстро, не превращать временно расставание в трагедию.

Даже активные и контактные дети, попав в новую обстановку, испытывают стресс. Им особенно нужна родительская поддержка и внимание, тогда привыкание к детскому саду пройдет легко, быстро.

Психологические приемы воспитания

Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.

Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.

В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.

Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.

К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.

Советы родителям

Задача родителей — создать безопасные комфортные условия, при которых кроха может активно познавать окружающий мир. Нужно выдерживать баланс, не давя чрезмерной опекой.

Основные правила воспитания:

  • хвалить достижения малыша,
  • не переделывать задание за ребенка,
  • приучать к незнакомому постепенно,
  • поощрять исследовательский интерес,
  • не требовать идеальный результат с первого раза,
  • терпеливо относится к неаккуратности, медлительности,
  • не использовать игнорирование, как наказание,
  • стимулировать самостоятельность.

Каждый ребенок — индивидуальность, со своими физиологическими, психологическими особенностями. Важно учитывать темперамент, характер, личные потребности крохи, не пытаясь переделать малыша. Тогда он вырастет гармоничной здоровой личностью.

Роль развивающей игры

Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.

фото 1281

Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают. Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой. Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.

Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.

Формирование авторитета взрослого

Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность. Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию. Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.

Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.

Приучение к горшку

Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.

Чего нельзя делать при приучении к горшку:

  1. Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
  2. Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
  3. Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
  4. Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
  5. Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
  6. Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.

Как приучать к самостоятельности

В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.

Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.

фото 1282

Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых.

Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.